О вреде оптимизма , любви невпопад или дачная жизнь как побег

На сцене Смоленского камерного театра дают «Нео-дачников» по пьесе Максима Горького.

Текст - Елена Якушева

Фото - Сергей Покровский

Как говорили критики столетней давности, «Дачники» - это самая чеховская пьеса Горького. Сегодня на смоленской сцене режиссер Бари Салимов еще раз подтвердил это, показав современному зрителю, что проблемы мыслящих людей в России и ныне те же.

«Трудно жить, когда вокруг тебя все так», - говорит прекрасная юная поэтесса, сочиняющая весьма манерные вирши.

Впрочем, в чем состоит трудность жизни героев, с первого действия не ясно. Художник театра постарался, и мы видим дачную пастораль во всей красе: кресло-качалка, кружевные зонтики, светильник, самовар, романсы под гитару – все атрибуты комфорта и релакса…

Дачники пьют чай и вино, парятся в бане, гуляют по лесу и ходят на реку с удочками, но все они несчастны, как та рыба, нечаянно выплеснутая героиней из ведра прямо на сцену и бьющаяся в конвульсиях от нехватки воды или живой бурной жизни как среды обитания человеческой души?

Парадокс в том, что все герои любят друг друга, но это лишь нелепые конвульсивные попытки – практически все чувства не взаимны и невпопад. Единственная пара, способная на настоящие отношения, «не сочетаема» по возрасту (по крайней мере, как им кажется). Кстати, отлично они «проживут» на сцене свою историю, и вы в нее поверите! Респект актерам – Николаю Фарносову и Татьяне Михальченко.

Рюмин (неожиданное новое амплуа Куманькова, впрочем, прекрасно сыгранное) уже не мечтает о любви, говорит Варваре: "Не любви прошу, жалости!"

На что та ему честно отвечает: "Что я могу – я сама нищая".

Жизнь дачников, опять же цитируя персонажа, «точно базар - все хотят дать меньше, а заплатить больше». И кто скажет, что это слова столетней давности?

 

Впрочем, у женщин в этой пьесе искренности больше, хотя почти все мужские роли сыграны ярче. В лучших русских традициях, мужики предпочитают бежать от жизни в обнимку с рюмкой коньяка.

Самый органичный, как мне показалось, и знаковый персонаж всей постановки, отлично воплощенный Денисом Овчинниковым, - хозяин дачи Басов. Добряк, оптимист, болтун, всегда «на позитиве», ни на долю секунды не выходящий из образа, на реплику «Трудно говорить с вами серьезно» отвечает испуганно  «Не надо!» - и в этом ВСЕ.

Его голос вы услышите еще до третьего звонка – он будет напевать на 2-ом уровне сцены с просьбой отключить мобильные телефоны, и периодически подхахатывать. Это добродушное подхахатывание начнет напрягать еще до начала спектакля. И только ко второму действию, станет ясно, почему.

Все действие происходит на фоне Японской войны, вести с фронтов доносятся надписями-титрами на заднике сцены, но к героям это как будто не имеет никакого отношения – ведь надо жить «на позитиве», несмотря на любые конфликты, не важно, в Сирии или в собственной семье и душе. Тут бы еще присовокупить бесконечные реплики современных горе-психологов  о необходимости позитивного мышления…  

Вообще-то, спектакль смешной, и шутят здесь много и остроумно, но, опять же цитируя героев, «как шутки это очень серьезно».

Носителями истины и живой души в спектакле, пожалуй, являются так называемые представители простого народа. «Баба», поющая Летова («Ходит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее себя» - респект звукорежиссеру Владу Макарову – звучит очень  контрастно на фоне неополитанских песен в стиле "дольче вита"). А также весьма полноценный (чего нет у Горького) образ юродивой, потрясающе исполненный Надеждой Трапезниковой. Причем, в отношении к юродивой «проверяются» и персонажи: кто-то ее не замечает, кто-то боится, кто-то пытается заплетать ей косы и что-то дарить, кто-то просто жалеет. Вот так примерно, мы обращаемся с истиной)))

Очень понравилось, как режиссер использует пространство сцены и зала. В небольшом уютном зрительном зале будут петь романсы, целоваться, читать стихи и даже кончать с собой. Таким образом зрители станут соучастниками спектакля. (Все мы релаксирующие дачники?)

А на сцене появится 2 уровня, и то, как персонажи будут спрыгивать или падать со второго – многое скажет об их характерах.

Очень хороши массовые сцены – подпевать и приплясывать цыганскому романсу будет весь зал, ибо «какой же русский не любит…»…

Сцены-вставки, где горничная пытается провозглашать пафосные слова о высокой и гордой миссии человека (так любимые самим Горьким – «Человек – это звучит гордо») – спорны и воспринимаются искусственно добавленными. Впрочем, может, это и есть часть замысла, ведь она произносит их в перманентном падении. И таким образом, человек – это уже давно не гордо или давно не звучит)))

В целом, несмотря на важные смыслы, постановка получилась легкой, уютной, изящной, чуть чеховской, очень атмосферной!

Приговор героям вынес в своем письме сам Горький: «Быстро вырождающееся общество бросается всюду, где можно спрятаться от суровой действительности, которая говорит людям: или вы должны перестроить жизнь, или я вас изуродую, раздавлю...»

А отвечает ему один из самых циничных персонажей (аплодисменты Аббасову): «Мы слишком наголодались и наволновались, а теперь хотим есть и пить с избытком».

Имеет ли это отношения к нам сегодня? Решать каждому из зрителей. Но то, что приставка «Нео-дачники» позволяет превратить дачников в неудачников и напомнить об актуальности поставленных вопросов – однозначно.

 

 Больше фото в альбоме ВК