Совершенство на задворках: «Я рисую любовь и люблю обыденность»*

Интервью с художником Александром Долосовым

 

Текст: Елена Якушева

Фото: Александр Москалев

Фото картин: Александр Долосов

 

*Здесь и далее в подзаголовках использованы слова Александра Долосова.

Интервью публиковалось в TREND#1 (декабрь 2013 года)

 

 

Что-то гениальное было в Долосове всегда. Еще в нашей юности, которая случилась до начала второго тысячелетия. То, что называется – «не от мира сего» в самом лучшем смысле этого слова…

И сейчас художник Александр Долосов не устает подтверждать эту многообещающую «надмирность» в своем творчестве.

Детство и Мечты: «Я понял, что хочу быть художником, когда осознал, что ничем другим не могу заниматься»

 

- Саш, я думаю, что ты стал художником, потому что ты интроверт – у тебя внутри больше, чем снаружи – и это необходимо выплескивать…  И теперь все невысказанное – в твоих картинах.

 - Я никогда не думал об этом но, наверное, да – больше люблю слушать, чем говорить, а если и скажешь – то такой бред какой-то ляпнешь… не люблю говорить!

 О чем ты мечтал в детстве?

 - Стать летчиком. Не получилось. Крылья подрезали. В 5 лет объяснили, что из-за плохого зрения, путь в летчики мне заказан.

 - А художники, значит, с плохим зрением возможны?

 - Да можно хоть слепым быть...

 - Как Бетховен? Глухой композитор? Так же??

 - Ну, что-то в этом роде) Хотя я, конечно, преувеличиваю, и мне хотелось бы, как и всем, иметь 100%-ое зрение. Для чего? Могу не видеть каких-то деталей… Например, орнамент на колоннах и т.п.. Все вижу расплывчато.

 -Ты так и рисуешь – мир на твоих картинах расплывчат и от этого как-то особенно нежен. Ты так видишь действительность – по-моему, это прекрасно.

 - Ну хорошо. Тогда просто неудобно играть в волейбол – очки могут мячом разбить)))

 

Трактористы и Художники: «Всегда хотел жить в деревне. Точнее, в лесу»

 

 - Потом я хотел быть трактористом. Вернее, я хотел в деревне жить и не знал других деревенских профессий. 

 – Жить в деревне? Это в каком классе? 

 – Всю жизнь хотел. И до сих пор. 

Ты серьезно? Почему? 

– Там настоящая жизнь. 

Там тоска! 

– Да я просто могу гулять днями, смотреть вокруг – ручеек, ветка, камень…В деревне – это примерно… А в идеале - в лесу! У меня есть компромиссный вариант, типа дачи. Одеваю камуфляжную одежду, сапоги – мне хорошо… Просто у меня есть потребность быть там, где поля и леса.

- Ты считаешь, что выбрал, в результате, сложную профессию?

- Я ее не выбирал. Это она меня выбрала. Я больше ничего не умею)))

 

 

Призвание и Признание: «Художник в любом случае в выигрыше – даже если не ради денег – всегда остается удовольствие от творчества»

 

- Видимо есть штамп в представлении о художниках и о творческих личностях вообще…

 

- Да все разные! Сами художники по-разному воспринимают творчество. И много есть споров среди нас на эту тему. Для кого-то быть художником – это, прежде всего, быть профессионалом, а живопись - набор профессиональных приемов.

 

- В таком случае, что это для тебя?

(Пауза)

- Сложно сформулировать… Нечто духовно-нравственное, наверное. Вот музыка – возникла, как ритм, – а теперь мы наслаждаемся Бахом, который уносит нас в высокие сферы. Так и живопись превратилась для некоторых в духовную жизнь. Для меня важно отразить в своем творчестве то, что стоит ЗА формой предметов, которые изображены на картине… Отразить некий замысел, идею.. Понимаешь?

 

- Думаю, что я понимаю тебя. Правда, поймут ли все, кто будет читать - неизвестно))) Это помнишь, кто-то сказал про стихи Блока – «очень красиво, но ничего не понятно».. Так и с твоим творчеством))

 

- Я не хочу строить из себя ни гения, ни мессию. Что я могу делать – я делаю. И если это вызывает эмоции у людей – отлично. Вот и все.

 

-Быть художником сейчас сложнее, чем, например, в 19 веке?

 - Нет... Разницы никакой. Если ты не живописец и не ремесленник – а тот, кто привносит нечто свое в этот мир, как Рихтер – не просто исполнитель музыки – он великий художник, понимаешь? И таким всегда сложно. Во все времена.

- Что для тебя признание таланта? Если одна из твоих картин продастся за миллион долларов? Персональные выставки в известнейших галереях мира? Что?

 

- Я был бы лицемером, если бы сказал, что не хочу этого.. Но настоящее признание ДЛЯ МЕНЯ, если человек, простой, обычный человек, смотрит на мою картину и испытывает сильные эмоции, а лучше, настоящие чувства. Ведь я всегда любовь рисую, чтобы ни было изображено на картине.

 

- Хорошо. Однажды я купила у тебя картину. Там зима, потому что я люблю, как ты зиму рисуешь, старая хата, сарай, фигура какой-то бабки, бредущей по снегу в валенках… Так вот, я ее для своей мамы купила, которая уверяет меня теперь, что на картине изображена ее родная деревня, ее мать… Той деревни давно уже нет – это ушедшая от нас навсегда Россия, канувшее безвозвратно прошлое моей мамы. И она, глядя на твою картину, действительно, испытывает настоящие и сильные чувства. Это является для тебя истинным  признанием?

 

- Да. Абсолютно так!

 

- Значит, ты на самом деле рисуешь именно любовь. Ты нарисовал любовь моей мамы. Ее любовь к своей родине.

 

 

Смоленск и любовь к родине: «Я адресую свои картины человеку, чтобы он пережил настоящие чувства»

 

- Что бы ты сделал для Смоленска, если бы был мэром или Дедом Морозом?

 

- Я только как художник могу ответить. Если бы администрация города выделила денег - раскрасил бы фасады домов – многие из них могли бы стать отличными картинами и украсить город! Знаешь, в Европе есть нечто подобное. Мы даже с таким проектом обращались к властям. Пока это никому не интересно((

 

- Жаль. В Цюрихе есть фасады, которые еще Шагал оформлял. Это уникально. К сожалению, в Смоленске на домах пока только граффити в самом дурацком смысле.. Думаешь, если бы ты раскрасил фасад, это бы не испортили баллончиками?

 

- Я надеюсь на то, что у людей все-таки есть подсознательная жажда красоты. Вот ты идешь по подъезду – грязные стены, и многих так и тянет неприличное что-то выцарапать. А если на стене произведение искусства – подумаешь, царапать или нет. У многих рука остановится, все-таки, думаю.

 

- Ты любишь Смоленск? Ведь, как правило, ты рисуешь наш город… Ну, деревню иногда…

 

- Думаю, все-таки дело в другом. Я ведь всегда рисую обыденность, красоту на задворках, то, к чему все давно привыкли… Если бы я прожил десятилетия на Тибете, скажем.. Или в Монако – я бы и там нашел нечто совершенно привычное, которое непременно стал бы писать.. а пока только в Смоле.

И потом, чтобы создать что-то стоящее, надо иметь особое состояние. Не суетное. Это как вода – она должна постоять и успокоиться, чтобы со дна сосуда муть не поднималась. А когда путешествуешь – много суеты – это отвлекает.. Не зря же у иконописцев была традиция некой аскезы (пост, молитва, уединение) в период написания иконы. В этом есть смысл. По крайней мере, для меня..

 

- Сколько стоит в среднем твоя картина? Как ты определяешь стоимость?

 

- У меня нет средних цен. Я называю деньги, за которые готов расстаться с работой. Не всегда сам могу сказать, почему это именно такая цифра. Каждая картина мне более или менее дорога – и я пытаюсь найти некий материальный эквивалент этому ..

Мне бы хотелось освободиться от денег. Не зависеть от них вообще. Жить просто без них. Но это невозможно.

 

 Блиц-опрос:

 

- Любимые художники?

-Много. Коровьев, Левитан, Врубель, Филонов, Клод Моне, Матисс, Николя де Сталь…

- Что читаешь сейчас?

- Свами Шивананда «Что происходит с душой после смерти».

- Зачем тебе? Ты же не мистик..

- Это не мистика, поверь! Это будни.

- Любимый цвет?

– Нет. В детстве был зеленый.

- Любимое время года?

- Зима.

- Среднее время написания одной картины?

- От 30 мин до 5 лет.

- Любимый напиток?

 – Красное сухое вино – оно всегда разного вкуса – и этот вкус можно ощутить..

- Ты веришь в равенство полов?

- Нет. Ведь зачем-то Бог создал нас разными.

- Какую кухню ты предпочитаешь?

Средиземноморскую, японскую, индийскую.