Палки в тренде или как в Смоленске возрождается ирландское боевое искусство

Словосочетание «боевые искусства» у большинства из нас вызывают исключительно «восточные ассоциации»: ушу, дзюдо, айкидо… Может, именно поэтому, когда мы узнали, что в Смоленске появилась (одна из 3-х в России!) группа по Ирландскому палочному бою, не задумываясь, отправились посмотреть на это действо.
Каждый нормальный современный человек слишком устал от гламура и глянца,и всем нам хочется вернуть к жизни некие исконные, пусть грубые, но весьма эффективные вещи, среди которых, как известно, лучше палки оружия нету, потому как против лома… Может, в этом успех таких направлений, как «бата-ри-окт»?
 
Из истории.
Традиция Ирландского Палочного Боя или «Бата-ри-окт» (Bataireacht) складывалась тысячелетиями – от первых кельтских копий до трости -»баты» из ветки терновника нужной длины. В переводе с ирландского «бата» – это, в сущности, любая палка, которой можно наносить удары по противнику.
Принятые в начале XVII века Штрафные Законы, запрещавшие ирландским католикам владеть мечами и иным оружием, лишь подстегнули развитие техник. Ни одно общественное мероприятие, будь то ярмарка или религиозный праздник, не обходилось без состязаний на батах между «фэкшн» (группировкам). Принадлежность к «фэкшн» определялась кровным родством либо землячеством. Бата (вероятнее всего, из-за своей доступности и простоты) быстро сделалась их излюбленным оружием. Ирландец брал с собой бату всюду, куда бы ни шел – на ярмарку, на поминки или на праздник в честь местного святого. Каждый «фэкшн» старался сохранить свою уникальную технику в секрете от прочих, чтобы не дать противникам преимуществ.
Приемы боя передавались от отца к сыну. Порой секреты мастерства защищали ценой собственной жизни.
На рубеже XIX-XX веков политический и экономический прогресс отодвинул множество древних ирландских традиций на задний план. Не было исключением и искусство бата-ри-окт. Доступность холодного и огнестрельного оружия, а также и то, что львиная доля техник передавалась из поколения в поколение лишь изустно и на практике, привели к упадку «бата-ри-окт». Остались лишь семейные предания, немногочисленные упоминания в исторических трудах… и немногие мастера, не позволившие своему искусству бесследно уйти в прошлое.
 
 
Единственный в Смоленске инструктор по «бата-ри-окт» Денис Марченков: «Основное отличие стиля Дойла – это использование двуручного хвата трости».
 
Практически забытая на родине старинная ирландская традиция палочного боя – «бата-ри-окт» – появилась в России всего лишь около пяти лет назад. Как у нас водится, первые инструкторы начали работать в Санкт-Петербурге и Москве. А обучаться они ездили в Германию. И по сей день только там можно получить диплом инструктора по этому виду боя.
В Смоленске с традициями древнего ирландского палочного боя можно познакомиться в Центре боевых искусств «Смоленская крепость» у инструктора Дениса Марченкова.
Что заставило успешного топ-менеджера, обладателя 1-го дана по айкидо, по 7 часов в день, практически без перерыва, в провинциальном немецком годке постигать секреты ирландского палочного боя? Спросим у единственного в области обладателя диплома инструктора по «бата-ри-окт»!
 

— Денис, почему, уже имея достижения в айкидо, ты решил профессионально овладеть техникой редкого боевого искусства «бата-ри-окт»?
— Кроме того, что «нет пределов совершенству», и помимо моего интереса к боевым искусствам вообще, Ирландский палочный бой привлек меня своей грубой эффективностью, которую легко применить в реальной жизни: с мечом по улицам расхаживать не будешь, а вот нечто похожее на бату (палку, трость) всегда может оказаться под рукой! Этот стиль отличается агрессивной, наступательной манерой, поскольку уходит корнями в уличные разборки представителей противоборствующих ирландских кланов, а посему он весьма эффективен при внешней простоте!
Для людей, увлекающихся боевыми искусствами, важно так же и то, что на разных дистанциях эффективны разные техники боя, например, близкая – бокс, средняя дистанция – кикбоксинг, дальняя – палка, а потому лучше владеть несколькими техниками боя, ведь они предназначены для разных условий. Это являлось для нас главной причиной, когда мы своими силами создавали Центр боевых искусств «Смоленская крепость» — здесь рядом «уживаются» разные боевые искусства и разные инструкторы. Более того, в моей группе тренируется инструктор по ножевому бою, а я у него… Инструктор по кикбоксингу ставит нам технику ударов ногами. Это эффективно. Как ни парадоксально, техника «бата-ри-окт» ближе к рукопашному бою, чем к фехтованию. Эти приемы невозможно перенести на клинковое оружие. И наоборот. Поэтому учим друг друга и учимся друг у друга.


— Как древнее искусство боя, забытое в самой Ирландии, стало возрождаться?
— В настоящее время известны две крупные школы бата-ри-окт – обе были основаны выходцами из Ирландии, проживающими в Канаде. Максим Шуинар из города Кингстон (штат Онтарио) организовал в 2010 году школу «Антрим» – по названию местности в Северной Ирландии, где зародилась одноименная разновидность «бата-ри-окт». Филиалы школы в основном располагаются в западном полушарии: в США, Канаде, Мексике.
В Европе больше известна техника «Танец баты и виски» (Rince an Bhata Uisce Beatha), семейное достояние клана Дойл (Doyle), которую популяризовал другой канадский ирландец – Глен Дойл.
Предки Дойла покинули Ирландию в конце XIX века. Отец Глена, Грегори Дойл был единственным среди своих братьев, кто заинтересовался семейным боевым наследием и к 13 годам овладел искусством «бата-ри-окт». В 1950 году он отправился воевать на стороне войск ООН в Корее. Согласно семейной легенде, именно навыки ирландского палочного боя спасли ему жизнь в рукопашных поединках с китайскими военными. Своего сына Грегори Дойл с малолетства учил азам бокса и искусству «бата-ри-окт». Подростком Глен Дойл переключился на восточные единоборства, стал трехкратным чемпионом Канады по кунг-фу. Однако давнюю идею открыть курсы ирландского палочного боя спортсмен смог осуществить только в 1998 году: лишь на смертном одре отец дал ему разрешение вынести боевые секреты Дойлов за пределы семьи.

— «Танец баты и виски» — это так романтично! Как возникло название?
— В действительности это далеко от романтики. По одной из версий, предки Дойлов охраняли с батами вискокурни, а танец – это метафорическое обозначение драки. По другой версии, это связано с тем, что бату пропитывали для прочности смесью масла и виски и подвешивали коптиться в дымоходе, где она качалась, то есть, как бы танцевала. Но мне кажется, что в этом названии просто слились несколько ключевых символов Ирландии – танцы, драки, виски.

— Кто сейчас обучает инструкторов по «танцу баты и виски»?
— Мастерство «бата-ри-окт» российские тренеры постигают в Германии на инструкторских курсах, которые проводит глава Европейской ассоциации ирландского палочного боя Хендрик Рёбер. Сам Глен Дойл два года назад перестал преподавать, так что фактически Рёбер сейчас единственный, кто может обучить тренеров по «танцу баты и виски». Чтобы получить сертификат надо пройти 7 дней достаточно интенсивного тренинга. Тренировки длятся, по 5-7 часов с небольшими перерывами. Особенно сложны первые 2-3 дня, так как у Хендрика своя методика – не выдержал вначале, сломался – уход. Здесь остаются только те, кому это по-настоящему нужно. Ну и у кого воля присутствует. Правда к вечеру у всех нас, независимо от национальности, руки тряслись от напряжения и нагрузок. При мне тренировались, в основном, немцы, из русских был я один. Взаимоотношения были прекрасными, хоть и общались часто жестами.

— Можете ли рассказать о каких-то общих принципах боя?
— В основе техники «Танца баты и виски» девять основных атакующих ударов и восемь защитных блоков. Одно из правил клана Дойла гласит, что на каждый выпад противника надо отвечать тремя своими. Сторонники этой простой, но эффективной системы сравнивают ее с приемами классического бокса.
Основное отличие стиля Дойла – это использование двуручного хвата трости. Все мужчины клана Дойлов были боксерами, и двуручный хват связан с классической боксерской стойкой. Вообще большинство традиционных боевых искусств произошли от фехтования. Как говорится, самурай без меча подобен самураю с мечом. В случае с бата-ри-окт все было наоборот: люди, умевшие драться без дополнительных приспособлений, взяли в руки оружие.

— Какова перспектива этого вида боя? Станет ли он более популярным?
— Конечно, я в этом убежден. Вся привлекательность «бата-ри-окт» в его простоте и эффективности, а именно это людям необходимо в повседневной жизни. Конечно, пока групп в России немного, но достаточно вспомнить судьбу многих восточных единоборств. Когда-то никто не знал об айкидо, сейчас соответствующие школы есть по всей России. Те, кто занимался боевыми искусствами, тем более работал с оружием, могут легко оценить достоинства бата-ри-окт. Так что у ирландского палочного боя отличные перспективы!

 
В Смоленске заниматься Ирландским палочным боем можно в Центре боевых искусств «Смоленская крепость»
Пл. Победы, ТЦ «Атмосфера», 4 этаж, | +7(920) 329-10-27 |
 
Полный фотоотчет тренировки можно посмотреть тут ИРЛАНДСКИЙ ПАЛОЧНЫЙ БОЙ
Текст: Елена Якушева
Фото: Александра Шлёмина